В историю познания человекакак

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Особенности внутренней картины жизнедеятельности у лиц с разными типами субъект-объектных ориентации. Диссертация посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам проблемы взаимодействия человека с жизненными ситуациями на основе нового подхода к познанию человека в процессе его жизнедеятельности в контексте многомерности человеческого бытия.

В эпоху социальных перемен и кризисов, все больше усложняющихся условий общественной жизни от человека в особой мере требуется выбор верной жизненной линии, раскрытие своих возможностей, сохранение целостности своего внутреннего мира и его совершенствование в гармонии с собой, другими людьми и жизнью в целом. Становится очевидным, что познание человека в контексте жизненных ситуаций, сменяющих друг друга в процессе жизнедеятельности, способствует более глубокому и целостному представлению об ее процессах, интегративному взгляду на человека.

Существует достаточно много исследований, посвященных анализу феномена субъектности, прежде всего благодаря основанию С. Рубинштейном субъектно-деятельностной парадигмы и ее развитию в отечественной психологии. Такое исследовательское направление находится в контексте более широкого антропологического подхода, подчеркивающего единство человека и мира, в котором он существует А.

Тейяр де Шарден, Э. Немало работ посвящено проблеме психологии жизни человека, которая разрабатывалась в рамках различных исследовательских направлений. Помимо ее традиционной разработки в философии как проблемы бытия, к феномену человеческой жизни обращаются экзистенциальная психология, психология развития, психология жизненного пути, психология времени, психология стресса, психология автобиографической памяти. Наиболее близкие подходы к используемым в настоящей работе обнаружены в психологии жизненного пути.

Тем не менее, остается неясным ряд вопросов, прежде всего, о конкретных феноменах, которые характеризуют человека как субъекта своей жизни, об их проявлении в повседневном бытии человека, влиянии на его жизнь; наконец, открыт вопрос о возможности их измерения.

Петровский справедливо отмечает, что отраженность человека как субъекта в пространстве витальности совершенно не разработана в эмпирическом плане: В настоящей работе предпринимается попытка ответить на эти важные вопросы посредством разработки концепции в феноменологическом и психодиагностическом планах человека как субъекта жизнедеятельности на разных ее уровнях и характеризующей различные стороны взаимодействия человека с жизненными ситуациями.

Субъект не существует без объекта, на который он направляет свою активность. По отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают дискретные жизненные ситуации, в которые вступает человек на протяжении своей жизни. Процесс жизнедеятельности может быть представлен в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными. В этих взаимодействиях изменяется как человек, так и жизненная ситуация, взаимно влияя друг на друга.

Гришина отмечает, что вопрос об индивидуальной оценке ситуаций среди всей ситуационной проблематики остается наиболее сложным. Актуальность проблемы настоящего исследования заключается прежде всего в необходимости выявления психологических особенностей участия человека в собственной жизнедеятельности, проявляющихся при его взаимодействии с жизненными ситуациями, а также разработки методического аппарата, с помощью которого эти особенности можно изучить.

Предмет исследования - человек как субъект взаимодействия с жизненными ситуациями и методы исследования субъектной включенности человека в жизнедеятельность при взаимодействии с жизненными ситуациями. Цель исследования - систематизация достижений психологии и разработка концепции человека как субъекта жизнедеятельности и методов его познания. Выступая в качестве субъекта жизнедеятельности, человек взаимодействует с жизненными ситуациями и реализует потенциал субъектности на основе субъект-объектных ориентации в форме внутренней картины жизнедеятельности интериоризованная субъектность и выбора стратегий поведения экстериоризованная субъектность.

Эти феномены могут быть выявлены с помощью специально разработанного на соответствующей теоретико-методологической основе методического инструментария. Субъект-объектные ориентации, в контексте которых проявляется потенциал субъектности в жизненных ситуациях, обладают определенной структурой, что позволяет разработать их типологию. Особенности тип субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях влияют на проявление потенциала субъектности в поле жизнедеятельности.

Изучить современное состояние проблемы жизнедеятельности как взаимодействия человека с жизненными ситуациями и пути познания человека в качестве субъекта жизнедеятельности. На основе теоретической модели и методологического подхода разработать методы познания человека как субъекта жизнедеятельности; в процессе разработки эмпирически изучить содержание феноменов человека как субъекта жизнедеятельности:.

Изучить общие и специфические проявления потенциала субъектности в зависимости от особенностей субъект-объектных ориентации:. Авторские методики трансситуационной психодиагностики, направленные на изучение человека как субъекта жизнедеятельности: В тексте диссертации приведена их подробная характеристика, детально описан ряд результатов эмпирических исследований, выполненных с их помощью.

Авторские методики трансситуационной психодиагностики, в диссертационном исследовании использовавшиеся в качестве дополнительных или упоминающиеся кратко, подробно описанные в других работах: Методики других авторов, использовавшиеся для обоснования авторских, либо в комплексе с авторскими: Плутчека; факторный личностный опросник Р.

Кеттелла форма С ; опросник локуса контроля Е. Ксенофонтовой; Опросник уровня субъективного контроля УСК Е. Эткинда; Опросник смысложизненных ориентации СЖО Дж. Махолик в адаптации Д. Леонтьева; самоактуализационный тест А. Шостром в адаптации Л. Кроз; шкала социальной адаптации Т. Раэ; Опросник эмпатии И. Юсупова; методика самоотношения С.

Пантилеева; Определение психологического возраста Е. Полученные данные обрабатывались с помощью качественного анализа и методов математической статистики. В процессе разработки методического инструментария в качестве испытуемых выступили взрослые - специалисты различных профессий, студенты вузов, а также соматически больные, находящиеся на стационарном лечении, общей численностью более человек, в возрасте от 17 до 60 лет.

На заключительном этапе определения особенностей проявления субъектности у представителей разных типов субъект-объектных ориентации приняли участие человек - студенты РГПУ им. Герцена разных форм обучения, возраст от 17 до 45 лет. Достоверность и обоснованность данных обеспечивается исходными теоретическими и методологическими позициями, эмпирической проверкой теоретических положений, разработкой и использованием валидного и надежного психодиагностического инструментария, применением методов математической статистики, сочетанием естественно-научной и гуманитарной исследовательских парадигм.

На защиту выносится концепция человека как субъекта жизнедеятельности и его познания. Основные ее положения заключаются в следующем:. Анализ жизнедеятельности как взаимодействия человека с жизненными ситуациями позволяет описать направление реализации потенциала субъектности человека субъект-объектные ориентации и его проявления в жизнедеятельности в двух формах: Компонентами субъект-объектных ориентации выступают трансситуационная изменчивость, трансситуационный локус контроля, трансситуационная направленность освоения мира, трансситуационная подвижность.

Познание человека как субъекта жизнедеятельности характеризуется синтетической парадигмой, сочетающей понимание и объяснение, идиографический и номотетический, качественный и количественный, дедуктивный и недедуктивный подходы. Проявления потенциала субъектности внутренняя картина жизнедеятельности и выбор стратегий поведения и их взаимосвязь в поле жизнедеятельности существенно различаются в зависимости от типа субъект- объектных ориентации в жизненных ситуация как в одномерной, так и в двухмерной типологии в соответствии с особенностями ключевых характеристик, представленных в каждом типе.

Обобщение результатов исследований и выделение психологического познания человека как субъекта жизнедеятельности в самостоятельную проблему. Теоретическое и эмпирическое обоснование концепции человека как субъекта жизнедеятельности и его познания посредством анализа феноменов взаимодействия человека с жизненными ситуациями субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения. Создание методов трансситуационной психодиагностики, направленных на изучение феноменов взаимодействия человека с жизненными ситуациями.

Обоснование типологии субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях, позволяющей судить о степени и особенностях участия человека в созидании своей жизни. Выделение общих и специфических особенностей проявлений субъектности в зависимости от направления реализации потенциала субъектности, характеризуемого типом субъект-объектных ориентации в одномерной и двухмерной типологии.

Развитие психологических представлений о феноменах взаимодействия человека с жизненными ситуациями в процессе жизнедеятельности и технологий их эмпирических исследований. Анализ трансситуационных феноменов и методов их познания позволяет выявить в психологической практике новые аспекты психологии человека. В работе предложена технология изучения индивидуально-психологических особенностей участия человека в созидании своей жизни в единстве теории, методологии и методов, что может быть использовано в практике психологического консультирования.

Более глубокое понимание проявлений субъектности в реальной жизни открывает перспективы оптимизации раскрытия потенциала субъектности, жизнеосуществления в целом. Данные позволяют повысить эффективность психодиагностики посредством включения в арсенал практического психолога новых критериев и методик познания человека в качестве субъекта жизнедеятельности. Результаты исследования докладывались на научно-теоретическом. Материалы диссертации отражены в 77 публикациях общим объемом 87,4 п.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст, включающий 33 таблицы и 18 рисунков, занимает страниц. Общий объем - страниц.

Список литературы 43 страницы включает работ отечественных и зарубежных авторов из них на иностранных языках. В приложении 83 страницы приведены результаты статистической обработки эмпирических данных, бланки разработанных методик, примеры обследования с их помощью, примеры рисунков и сочинений, выполненных представителями разных типов субъект-объектных ориентации.

Она даже не встречается как самостоятельная статья в современных научных словарях. Зато имеются ее образные описания в толковых словарях русского языка. Как правило, говоря о жизнедеятельности, рассматриваются уровни бытия человека биологический, психологический, социальный.

Рубинштейн впервые показал, что хотя деятельность является условием формирования и развития субъекта, тем не менее, именно субъект приспосабливает деятельность к себе. Леонтьевым рассмотрен процесс реализации субъектом своих отношений в совокупности деятельностей. Жизнедеятельность можно рассматривать как разновидность деятельности Петровский В.

Мартынюк дает и собственное понимание данной проблемы, близкое нашему, рассматривая жизнедеятельность как всегда социальную деятельность и отражающую целостное состояние субъекта, как систему деятельности, позволяющую человеку ставить перед собой те или иные жизненные цели. Феномен жизнедеятельности в качестве характеристики целостности человека рассматривается также А.

В этом понятии, по мнению А. Русалиновой, интегрируются объективные внешние признаки и субъективные характеристики включенности в деятельность, благодаря чему человек участвует в деятельности как целостная личность.

Непомнящей и под ее руководством названный так, очевидно, по аналогии с охарактеризованным таким образом М. Бахтиным типом художественного мышления Ф. Достоевского основан на выделении базовых оснований личности, которые относятся к разным сферам жизнедеятельности человека ценностная, отношения с людьми, творческая, сознание, деятельность. Потенциалом субъектности обладает каждый человек. Это возможность реализовать свою внутреннюю активность, целостность, свою человеческую сущность.

Способ реализации потенциала субъектности зависит от возможности человека взаимодействовать с жизненной ситуацией, которая непосредственно связывает его с окружающим миром определенным, индивидуально специфичным образом.

В таком случае можно говорить о потенциале субъектности и его реализации в контексте жизненной ситуации. В отечественной психологии существуют традиции анализа направленности личности термин введен С.

Направленность следует рассматривать как устойчиво доминирующую мотивационную установку. Именно благодаря этому человек способен осуществлять выбор той или иной стратегии, выстраивать определенную жизненную линию Ильин Е. Квинтэссенция направленности -ценностно-ориентационные образования, рассматриваемые в отечественной литературе в качестве отражения общественных отношений и системообразующего фактора личности Бубнова С.

Они определяют мотивы поведения, формируют склонности и характер. Еще в г. Рубинштейн ввел понятие динамической тенденции личности как проявления направленности и ценностных ориентации. Грачев , проблема терминального образа в первую очередь связана с образом ситуации жизнедеятельности, синтезирующим образы себя и окружающей среды. Опросник создавался на теоретической основе концепции стремления человека к смыслу В. В результате факторного анализа удалось выделить три конкретные смысложизненные ориентации наряду с общим показателем осмысленности жизни и двумя аспектами локуса контроля.

Это и жизненные ориентации, проявляющиеся в жизненных ситуациях; это и смысложизненные ориентации, так как в них отражается понимание человеком смысла своей жизни; это ценностные ориентации, поскольку характеризуют основные ценности человека. Методики, применявшиеся когда-либо для исследования феноменов ценностных ориентации к ним относятся прежде всего опросники со списком ценностей и проективную техника , сильно подвержены субъективизму исследователей, составляющих списки ценностей в случае опросников или кодирующих свободные ответы в случае проективной техники.

Психометрические методы также имеют ряд ограничений - ориентация на определенный тип культуры и социальный, образовательный слой, высокая вероятность социально желательных ответов, отсутствие возможности получить данные об индивидуальном своеобразии ответов. С помощью этих методик непросто понять причины и природу выявляемых различий. В связи с тем, что понятие субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях характеризуется высокой степенью обобщенности, была предпринята попытка разработки их теоретической модели с последующей ее проверкой в эмпирическом исследовании.

Это и один из наиболее ранних методов исследования личности, тем не менее, методологически мало разработанный и в исследовательских целях использующийся достаточно редко. Кон в качестве специфики метода определяет сочетание понимания и объяснения и называет биографический жанр научно-художественным.

Философия истории

Подчеркивая направленность метода на изучение свойств субъекта жизни то есть на познание не просто жизнеописания человека, а его судьбы , И. Кон видит в этом причины его методологической сложности: Известны также биографические социологические исследования первой четверти XX века изучение субъективной стороны социальных процессов. Еще в начале XX века биографический метод становится излюбленным жанром герменевтики и психоанализа, по сути, противоположных исследовательских направлений.

Соловьев, отношение к исповеди другого в герменевтике определяется презумпцией благоговения, тогда как в психоанализе презумпцией подозрительности Цит. В первом случае можно видеть чрезмерное увлечение индивидуальным содержанием автобиографий, тогда как во втором - выявлением типичного.

Действительно, достаточно сложно найти оптимальный путь анализа жизненных историй, однако в настоящее время заметен рост интереса к данному пути познания человека. Так, в социологии сегодня отчетливо выделяется стремление изучить связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. В качестве методов выступают различные формы интервью. В психологии обычно возникновение биографического метода связывают с именем Ш.

Бюлер, предложившей и активно использовавшей анализ дневников и автобиографий для исследования развития личности на протяжении ее жизни в х г. Параллельно биографический метод применялся отечественным исследователем Н.

Рыбниковым , , впоследствии разрабатывался в школе Б. Систематизация приемов биографического метода дана Н. Логиновой , , Существует множество разновидностей биографического метода в зависимости от исследовательской позиции автора и феноменов, которые находятся в его поле зрения.

По сути, биографический метод можно рассматривать более широко - как особое исследовательское направление, ставящее задачу познания целостной жизни, которая рассматривается во временной протяженности. Особенности саморегуляции отрицательных психических состояний в обыденной жизнедеятельности субъекта Мирзиев Ильшат Хусаинович.

Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности Дементий Людмила Ивановна.

Проблема познаваемости мирав истории философской мысли

Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности Рослякова Елена Юрьевна. Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта Салихова, Наиля Рустамовна. Психология познания индивидуальности человека Жданова Светлана Юрьевна. Исследование личностного смысла предпринимательской деятельности человека как субъекта рыночных отношений Беспамятных Елена Владимировна.

Взаимосвязь самооценки компетентности и представлений человека о себе как субъекте деятельности Шелковой Юрий Сергеевич. Социальная психология жизнедеятельности группового субъекта на материале исследования молодежных учебных групп Гайдар, Карина Марленовна. Особенности нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта: Гендерные детерминанты отношения к здоровью субъекта в условиях жизнедеятельности Севера Коваленко, Лариса Анатольевна.

Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности Коржова Елена Юрьевна. Содержание к диссертации Введение Глава 1. Понятие жизненной ситуации 39 1. Исследования взаимодействия человека с жизненными ситуациями 1. Концепция человека как субъекта жизнедеятельности 1. Специфика познания человека как субъекта жизнедеятельности Выводы по главе 1 Глава 2. Проблема измерения потенциала субъектности в процессе его реализации 2. Типология субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях Выводы по главе 2.

Диагностические подходы к анализу внутренней картины жизнедеятельности 3. Особенности внутренней картины жизнедеятельности у лиц с разными типами субъект-объектных ориентации Выводы по главе 3. Особенности поведенческой диагностики 4. Методика исследования стратегий поведения педагогов в профессиональной деятельности 4.

Опросник стратегий поведения в значимых ситуациях 4. Особенности выбора стратегий поведения у лиц с разными типами субъект-объектных ориентации 4. Взаимосвязь проявлений субъектности в поле жизнедеятельности Выводы по главе 4.

Процесс жизнедеятельности может быть представлен в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными ситуациями. Объект исследования - взаимодействие человека с жизненными ситуациями. Создать теоретическую модель человека как субъекта жизнедеятельности.

Разработать методологические основы познания человека как субъекта жизнедеятельности. На основе теоретической модели и методологического подхода разработать методы познания человека как субъекта жизнедеятельности; в процессе разработки эмпирически изучить содержание феноменов человека как субъекта жизнедеятельности: Изучить общие и специфические проявления потенциала субъектности в зависимости от особенностей субъект-объектных ориентации: Татенко ; о психологические исследования жизненного пути К.

Buhler ; о ситуационный подход Н. Ross ; о психология отношений В. Мясищев ; о современная методология научного познания А. Штофф ; о теоретические и методологические подходы к психологическому познанию А. Положения, выносимые на защиту. Основные ее положения заключаются в следующем: Результаты исследования докладывались на научно-теоретическом семинаре и заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Проблема измерения потенциала субъектности в процессе его реализации Потенциалом субъектности обладает каждый человек. Похожие диссертации на Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности. Для нормальной работы сайта необходимо включить JavaScript.

Cкачать диссертации и авторефераты бесплатно Отчисления авторам Предстоящие защиты диссертаций.

Карта сайта

98 99 100 101 102 103 104 105 106